сакэ ю

все, что напрямую не касается реконструкции

Модераторы: Joy, Joharu, Sanjiro

Закрыто
Аватара пользователя
Joy
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 3845
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: сакэ ю

Сообщение Joy » 31 мар 2009, 21:05

Naoe писал(а):здравствуйте уважаемые форумчане! на днях, пока копался, уже не помню по какому поводу в гугляндии, набрел на интересную статью о сакэ церемонии. прочел и закрыл. а в последствии у всех у кого спрашивал о такой небылицы разводили руками. А что вы можете сказать о такой информации?
Коннитива!

Название церемонии Вы написали не верно. Правильно писать сакэ-но-ю. Обряд довольно интересный, в свое время он меня очень заинтересовал, и я попытался найти про него информацию. Сейчас под рукой материалов нет, выложу попозже. Одно могу сказать, истоки, как и у созвучного обряда тя-но-ю, надо искать в буддизме. Прочитайте работы Накорчевского "Буддизм в Японии", там есть небольшой раздел о сакэ-но-ю.
Ивакири Дзёю (Джой)

Автор книги "Пехота самурайских армий"
и других книг о Японии

Аватара пользователя
Sanjiro
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 1582
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:15
Откуда: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Sanjiro » 01 апр 2009, 06:22

Сакэ-но-ю не является чем-то необычным! Эта цеременоия была широко распространена в период Сэнгоку Дзидай. В частности, перед каждым сражением полководец проводил сакэ-но-ю со своими приближенными. Считалось, что это приносит удачу в битве.
Нюансы сакэ-но-ю описывает Бриант в статье на своем сайте http://www.sengokudaimyo.com (надо будет, кстати, занятся ее переводом).
В современной Японии сакэ-но-ю так же не забыта, очень часто ее проводят во время цветения сакуры.
What would Yaji and Kita do?

Аватара пользователя
Joharu
Участник Ассоциации
Сообщения: 606
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:20
Откуда: СПБ, ВИК "Ивакири"
Контактная информация:

Сообщение Joharu » 01 апр 2009, 09:59

традиция (по профессору Касатенко) пришла в японию из китая в 12в, и, кстате, она постепенно ассимилировалась у славян, и выросла через несколько лет трансформаций в знаменитую водочную церемонию.
японцы, как поле утонченная социальная группа лиш немного изменила первоначальную церемонию.
собственно пороюсь в источниках, может чего еще конкретнее ннайду
В основе всего лежит простота.

Аватара пользователя
Joy
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 3845
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Joy » 01 апр 2009, 10:19

Сейчас поднял свои материалы, все-таки готов поспорить с Накорчевским, что истоки обряда сакэ-но-ю находятся в буддизме. Во-первых, сакэ употребляли в Японии за 2 века до появления буддизма в Японии (поэтому уважаемый профессор Касатенко тоже не очень прав), во-вторых, первые церемонии были посвящены синтоисткому богу Нарива-икэ. Уже потом, сакэ церемонию стали связывать с буддизмом, т.к. он абсорбировал в себя многие синтоисткие обряды.

По теме есть отличная книжка из «элитной» серии Оспреев.
Stephen Turnbul, Angus McBride “Samurai Ceremonies”. Elite. Osprey Publishing 2005
Наряду с чайной церемонией, театром Кабуки и обрядом сэппуку там довольно подробно освещена тема сакэ-но-ю.

В частности, там сказано, что в зависимости от количества участников, церемония называется по-разному. Если участвуют два человека, то это футарибу-хацу, если три - саннинбу-хацу, четыре –ённинбу-хацу , если больше четырех - такусанбу-хацу. Названия для церемонии для одного в источниках не указывается, т.к. скорей всего проводить сакэ-но-ю в одиночку считалось моветоном.

Варианты церемониальных пренадлежностей для футарибу-хацу:
Изображение

Изображение

А вот набор для такусанбу-хацу:

Изображение
Ивакири Дзёю (Джой)

Автор книги "Пехота самурайских армий"
и других книг о Японии

Аватара пользователя
Joy
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 3845
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Joy » 01 апр 2009, 10:22

По самому обряду отпишу чуть позже, пытаюсь найти соответствующую гравюру, там все будет наглядно.
Ивакири Дзёю (Джой)

Автор книги "Пехота самурайских армий"
и других книг о Японии

Аватара пользователя
Joy
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 3845
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Joy » 01 апр 2009, 13:23

Нашел гравюру!

Изображение

Отличный образчик познего уки-ё.

На гравюре изображена типичная церемония сакэ-но-ю вида такусанбу-хацу.

Прошу заметить, что окромя собственно сакэ, на столе находится определенное количество еды. Это специальная "еда под сакэ" называется дзаку-сукэ. Некоторые считают, что в качестве дзаку-сукэ могут выступать только традиционные суси или ролы.

Изображение

Да, выглядит это эстетично, но их явно не достаточно! И судя по источнику (гравюра выше), японцы себя никогда не ограничивали одними суси. Этим сакэ-но-ю выгодно отличается от тя-но-ю.

Церемония начинается с разлива напитка. Специальный человек следит, чтобы налито было всем поровну. (Если церемония футарибу-хацу, то следит, соответственно, второй участник). Если разливающий (сакэ-дзуку) ошибается в разливе, он покрывается позором и должен сделать сэппуку.

Затем каждый самурай произносит краткую хвалебную речь хозяину дома и оплатившему церемонию. Речь произносится в форме хокку или танка, т.к. должна быть короткой, как выстрел, иначе времени на саму церемонию не останется.

Затем происходит поглощение напитка небольшими глотками, не забывая о дзаку-сукэ. Когда чаши опустеют, сакэ-дзуку наполняет их вновь. Менять сакэ-дзуку считается дурной приметой.

После 3-4й чашки сакэ придусмотрено несколько вариантов действий, все они изображены на гравюре.
Допускается отвалиться от стола с блаженной улыбкой на устах (самурай в правом углу), либо исполнить задорный танец (самурай с веером), либо исполнить песню (самурай слева внизу), либо, если в церемонии присутствуют женщины, оказать им знаки внимания (самурай слева вверху).

Как видно на гравюре, все мечи, и большие, и малые убраны в другую комнату, чтобы избежать ситуаций, когда на участника сакэ-но-ю снизосходит дух Хатимана и он начинает считать себя непобедимым воином.
Ивакири Дзёю (Джой)

Автор книги "Пехота самурайских армий"
и других книг о Японии

Аватара пользователя
Sanjiro
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 1582
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:15
Откуда: Иркутск
Контактная информация:

Сообщение Sanjiro » 01 апр 2009, 14:27

Это не единственный вариант проведения сакэ-но-ю. В походе она проводилась по другому. поищу материалы, выложу.
What would Yaji and Kita do?

Аватара пользователя
Joy
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 3845
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Joy » 01 апр 2009, 14:45

Sanjiro писал(а):Это не единственный вариант проведения сакэ-но-ю. В походе она проводилась по другому. поищу материалы, выложу.
Это - канонический вариант, все остальные - упрощенные версии. Однако они тоже весьма интересны, так что ждем Ваших, коллега, материалов.

Вот еще вариант укороченной церемонии.

Изображение

Два монаха проводят футарибу-хатцу. В этой версии после сакэ разрешаются только глупые улыбки на лицах, никаких танцев.
Ивакири Дзёю (Джой)

Автор книги "Пехота самурайских армий"
и других книг о Японии

Аватара пользователя
Joy
Эксперт Ассоциации
Сообщения: 3845
Зарегистрирован: 18 окт 2006, 20:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Joy » 02 апр 2009, 09:37

Всем спасибо за первоапрельский отрыв. :lol:
Тему закрываю
Ивакири Дзёю (Джой)

Автор книги "Пехота самурайских армий"
и других книг о Японии

Закрыто