Страница 1 из 1

Выставка ТНМ в Кремле

Добавлено: 27 май 2008, 12:38
Joy
В субботу 24 мая представители клана Миннакири (Дзёю, Такэдзо, Тосихару) и эксперт АРФЯ Александр Щербаков посетили выставку "Самураи и сокровища воинской знати Японии".

ИзображениеИзображение


Основу экспозиции составляли артефакты из коллекции Токийского Национального Музея (ТНМ). Выставка заняла два помещения музеев московского Кремля - Успенскую звонницу и Одностолпную палату Патриаршего дворца. Непосредственно оружие и доспехи выставлялись в звоннице.

Надо сказать, что из всего своего богатого арсенала для выставки в России ТНМ отобрал 20 мечей, 1 кинжал, 1 копье, два кавари-кабуто, два полных доспеха и одну кирасу. Честно говоря, мы рассчитывали слегка на большее…

Но, несмотря на это, посещение выставки было весьма полезным. В России увидеть вблизи «родные» вещи весьма не просто и доступно не каждому. Экспозиция же дает шанс рассмотреть нюансы изготовления японского вооружения.

Из 20 представленных мечей 6 были в оправе, остальные в виде клинков. Мечи 11-19 веков, некоторые имеют статусы Особо ценный предмет искусства и Особо ценный культурный объект. Один клинок 13 века со статусом Национальное сокровище. Самый старый клинок – 11 века, изготовлен мастером Ясуцуна, статус Особо ценный предмет искусства.

Изображение

Мне же больше всего понравилось копье. В отличие от пафосных мечей, это оружие сугубо практичное. А против одоспешенного воина намного эффективнее.

Изображение

Из выставленных цуб больше всего понравилась цуба мастера Танака Киётоси с изображением обезьяны. На фото цвет передается плохо, в оригинале веточки над обезьяной золотые.

Изображение

Кираса храмаки-до.
Изображение
Утверждается что 15 век. Интересные наплечники, такая форма более характерна для поздних тосэй-содэ.

Домару-гусоку. 17 в.
Изображение
Что мы отметили из интересных/нетипичных деталей: нарисованные усы и борода на маске, непропорционально большой дзунари-кабуто (в описании он назван хинэноката). У меня возникло стойкое мнение, что это никакой не домару, а самый настоящий окэгава, на который сверху приклеена (или укреплена каким другим способом) декорация из кодзанэ. В пользу этой версии говорит и характерная форма кирасы, и нефункциональность шнуровки в местах, где она образует рисунок.

Сэндай-до 18 век.
Изображение
Наверное самый приятный комплект. Хотя мне показалось, что поножи не от него. Порадовал шлем момонари-кабуто. Интересная оклейка козырька мабидзаси кожей эгава (выколоченные брови оказали под кожей).

Эбоси-кабуто.
Изображение
Датирован 16-17 век. На мой взгляд вполне соответствует 16. Раньше, глядя на этот шлем на репродукциях, я считал, что рисунок павлонии образован чеканкой. Вблизи же видно, что это «аппликация» - рисунок вырезан из металла и наклепан снаружи. Очень интересный шлем.

Кавари-кабуто. 17 век.
Изображение
Шлем в виде раковины, выполнен из папье-маше на платформе дзунари-кабуто. На шлеме хорошо видны крепления для ваки-датэ, мы все гадали, что там могло быть. Такэдзо-кун предложил клешни краба.
На самом деле там изображение морской пены. Весь комплект японцы не привезли, вот как он выглядит:
Изображение
Считается, что комплект принадлежал клану Хонда (вассалы клана Токугава).

Из других интересных экспонатов я бы отметил, пожалуй, одну из двух выставленных накидок дзимбаори 19 века. Понравились бронированные «пагоны», которые правильно называются татиукэ («принимающий меч»).
Изображение

Вторая часть выставки особого интереса у нас не вызвала. На ней экспонируются несколько экземпляров одежды (все не раньше 19 века), маски театра Но, бытовые принадлежности. Понравился только железный дракон, изготовленный мастером-оружейником. Дракон собран из множества подвижных частей, поэтому может принимать различные положения.
Изображение